Диссонансная рифма

Предлагаю немного поговорить о диссонансной рифме. Читая работы по стихосложению, моё внимание привлекла данная рифма своей необычностью, в ней упор делается не на созвучие ударных гласных звуков, а, напротив, на их различие, при совпадение опорных согласных звуков. Я попытался найти стихотворения, написанные данной рифмой, но к сожалению, в русской поэзии она не нашла широкого распространения, кроме отдельных примеров её использования Маяковским, Блоком, некоторыми другими авторами, да ещё два шуточных стишка-упражнения, одно из которых принадлежащее Асееву, другое – Северянину, я ничего не нашёл.


Было:
социализм -
восторженное слово!
С флагом,
с песней
становились слева,
и сама
на головы
спускалась слава.
Сквозь огонь прошли,
сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга -
горе дола.
Стало:
коммунизм -
обычнейшее дело.

(В. В. Маяковский)


В блеске зимней ночи тающая,
Обрати ко мне твой лик.
Ты, снегами тихо веющая,
Подари мне легкий снег.

(А. А. Блок)


Когда земное склонит лень,
Выходит стенью тени лань
С ветвей скользит, белея, лунь,
Волну сердито взроет линь.

(Н.Н. Асеев)


В двадцать лет он так нашустрил:
Проституток всех осёстрил,
Астры звездил, звёзды астрил,
Погреба перереестрил.
Оставалось только – выстрел.

(И. Северянин)


Я решил попробовать, что-нибудь написать диссонансной рифмой, скажу сразу, занятие это оказалось довольно-таки сложным, если обычно при написании главенствуют мысль, чувства, настроение, а рифма является подчинённой им, то здесь я столкнулся с совершенно иной техникой написания стихотворения, где на первом месте была рифма, и уже она диктовала и действие, и настроение и всё остальное. Вышло конечно не очень, содержание так себе, да и смысл многих выражений оказался, мягко говоря, сомнительным. Но зато как оно зазвучало! Я был буквально зачарован этим неожиданным и необычным сочетанием звуков.


Поскольку строгих правил у нас в альбоме ещё не заведено, то рискну привести его здесь, прошу строго не судить, отнеситесь к нему именно как к упражнению и оцените необычное звучание.


Вечер пожирает краски,
Оставляя лишь огрызки,
Дня затейливые фрески
Стали серы и неброски.
Тень окутывает Мир.


Но изменчива картина
Словно барышня фортуна,
В интервале полутона
Твёрдой поступью титана
Заявилась ночь на пир.


Власти ночи нет предела
Звёзды у её престола,
Тьма вокруг всё поглотила.
Белый свет уснул устало,
В завтра взор свой устремил.


Но и царство тьмы не вечно,
Утро вслед идёт привычно,
Песнь его светла и звучна.
Пробуждая всё досрочно,
Солнце всходит как кумир.


Набив немного руку, я решил всё-таки обуздать диссонансную рифму и написать стихотворение, в котором бы она была уже подчинена содержанию. Работа над ним продолжалась несколько недель, сидя за компьютером, за рулём, во время еды, лёжа в постели… Я перебирал массу вариантов, возводил его строка за строкой, а затем всё ломал, возвращаясь на исходную, бросал это занятие и вновь начинал, но в конце концов получил результат, который более-менее меня устроил. Правда, на днях, Долли и это стихотворение раскритиковала в пух и прах, но многие его находят достаточно удачным.

Подводя итоги, хочу сказать, что в запасе у нас имеется очень интересный, ещё не разработанный поэтический пласт, да, технически довольно сложный, но зато он заключает в себе новые интересные возможности и не только в плане звучания. И да, если кто-то захочет поэкспериментировать с диссонансами, то хочу заметить, что, на мой взгляд, лучше использовать женскую или дактилическую рифму, мужская диссонансная рифма – звучит куцевато.

+9
02:42
169
07:33
Классно!
Кстати, а куда Долли пропала?
11:02
+1
Она всегда была как «летучий голландец», появляется неожиданно, наведёт ужаса и так же неожиданно исчезает )
09:50
Ну и что, что Долли раскритиковала? Разве она — истина в последней инстанции? Поверьте, раскритиковать в пух и прах очень несложно. А вот дать дельные советы, вежливо, тактично указать на допущенные ошибки и при этом подчеркнуть, что это всего лишь субъективное мнение критика — ох, как непросто.
Да не, раскритиковала по делу, с чем-то согласен, с чем-то поспорил бы, но это не важно, так как пост то не об этом )
А вот он в чём фикус-пикус…
Напрасно, значит, я удивлялась, что в конкурсах стишки тёти Бри побеждали с рифмами по типу «чувство-средство». Прав был-таки преподобный Тот…
10:36
+2
Настя, не поминайте её имя всуе )
Всё-всё-всё.
Теорию надо знать!
12:35
+1
Не так проста была святая, а мы её на костёр!))
Ничего, не сгорела. Здравствует и поныне. Радует поклонников.
21:54
+1
ну хоть притихла)
11:28
+1
Спасибо, Алексей. Работать с диссонансными рифмами сложно, но это и в самом деле расширяет границы творчества.
13:42
+1
Тоже все собираюсь попробовать.
Кстати, ничего предосудительного в том, чтобы следовать за рифмой, не вижу.
А стихи хорошие )
Это даже интересно и интригующе, когда сам не знаешь куда вырулит следующая строка. Я когда написал первую строчку про вечер, пожирающий краски, думал, что это будет стихотворение про город, про тени скользящие по его улочкам, а оно эвон как получилось.
18:25
+2
Если честно, я в принципе никогда не знаю, куда вырулю )
Комментарий удален
ВеЧНо — приВыЧНо — чисто диссонансная рифма.
А вот ВеЧНо — доСРоЧНо — это грязно диссонансная:)
Какая есть, пусть будет грязной, слов оканчивающихся на ВоЧНо я не нашёл )